Японский театр
Главная / Культура Японии / Японский театр /
Истоки японского театрального искусства восходят к древним обрядовым действам земледельческих празднеств. Географическое положение Японии (страна расположена на островах) обусловило изоляцию японской культуры, в том числе театрального искусства.
В 7 – 8 вв. происходит постепенное приобщение изолированной островной страны к восточно-азиатской цивилизации, представленной тогда культурой Кореи, Китая, Индокитая.
В это время на японскую почву переносятся театральные формы, бытовавшие тогда в различных странах Восточной Азии. Одни из них вошли в историю японского театра с наименованием гигаку, другие – бугаку. Сведения об этих представлениях сохранились в памятниках письменности, отдельные виды их существуют и современном японском театре. Первое представление гигаку в Японии было устроено в 612 корейцем Мимаси. Представления гигаку были поддержаны принцем-регентом Сётоку тайси, который ввёл гигаку в ритуал буддийского богослужения. Для подготовки профессиональных исполнителей в Сакураи (провинция Ямато, в настоящее время префектура Нара) была создана спецшкола музыки и танца. Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей.
Обязательной частью представления было шествие (гёдо), участники которого носили маски. Возглавлял шествие ведущий (тидо) (современные религиозные процессии возглавляет персонаж в маске тэнгу, который как бы разгоняет злых духов). За ведущим следовали музыканты, играющие на флейте (фуэ), литаврах (курэцудзуми) и медных тарелках (добёси), а за ними юноша, ведущий на поводу исполнителя, изображающего символического льва (лев встречается в современных танцевальных представлениях Японии).
Вслед за юношей со львом группами выходили другие участники представления: гоко – благородный принц в маске и пышном наряде, церемонно танцевавший с веером под протяжные звуки флейты; затем карура – орёл, исполнявший танец, воспроизводивший борьбу со змеей (танец вошёл во многие представления японского театра); следующая пара (конрон и рикиси) разыгрывала комедийный эпизод, в котором принимали участие четыре девушки-годзё. Конрон, танцуя, искушал девушек, но рикиси нападал на него и отбирал копьё. Далее следовали эпизоды, в которых выступали старик и ребёнок, господин и слуга и другие. Все эти сценки исполнялись под религиозную музыку.
вернуться к списку
|